Жаба-дурак. Третья еда в пятом ряду. Чиста, наивна и трепетна, как новобранец.
Тезисы
1. Большая часть приписываемого П. – тривиальность или случайность, которая воспринимается, как глупость, потому что она не понята, а действительно интересная и оригинальная часть учения не понята и ее последующая роль в цивилизациях Земли не оценена.
2. Тривиальность – это так называемые «изречения», см. Приложение 1.
Они тривиальны, то есть легко обосновать как тривиальность любого из этих утверждений, так и его нетривиальность. Что и является главным признаком тривиальности.
3. Случайность – это так называемые «принципы», см. Приложение 2.
Их действительное назначение – ввести в жизнь людей постоянный внутренний контроль за своими действиями, то, о чем в одной далекой северной стране поет великий бард Виктор Цой: «следи за собой, будь осторожен». Именно такова значительная часть заповедей иудаизма, монотеистической веры, возникшей не так далеко от Эллады, но за две с половиной тысячи лет до меня. Эта вера через половину тысячелетия после меня породила другую монотеистическую веру – христианство.
4. Действительно интересная и оригинальная часть моего учения состоит из двух утверждений. Первое – что жизнью общества должны руководить образованные и высокоморальные люди и второе – что все в мире управляется числом.
5. Первое из этих утверждений было частично («образованные») через две с половиной тысячи после меня воспринято частью цивилизаций Земли – так называемыми «западными цивилизациями», которые справедливо считают себя наследниками культуры моей Эллады. Вопрос о том, почему через это время, почему частично и какой частью – важный вопрос философии истории, и это вопрос решен лишь частично.
6. Попытка моих учеников провести в жизнь этот тезис не встретила понимания моих современников, не были успешны такие попытки и позже, вплоть до двух последних веков.
7. Второе утверждение в разной форме было высказано великими учеными вашего времени – химиком Дмитрием Менделеевым в той же северной стране, но на век раньше и недавно отправившимся к богам великим физиком Максом Планком в другой, менее северной стране. Они оба сформулировали, что наука существует только там, где существуют измерения, то есть числа.
8. Путь эволюции всех наук – это путь к числу, и раньше всех на него вступила физика, и она уверенно идет по нему уже несколько веков. Два века назад на него вступила химия, полвека назад – биология, психология и социология, все со своими особенностями.
9. И посещая ваше время, я с восторгом наблюдаю, как земная наука все увереннее идет по предначертанному мною пути. Только жаль, что ваши политики следуют ему лишь частично, а в некоторых странах не следуют ему вообще. Наверное, такова воля богов, но и нам не возбраняется стремиться к лучшему.
Приложение 1. Изречения.
Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле.
Благоразумная супруга! Если желаешь, чтоб муж твой свободное время проводил подле тебя, то постарайся, чтоб он нигде больше не находил столько приятности, удовольствия, скромности и нежности.
Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитником до нетерпимости.
Во время гнева не должно ни говорить, ни действовать.
Делай великое, не обещая великого.
Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями.
Жизнь подобна театру: наилучшие места в ней часто занимают очень дурные люди.
Избери себе друга; ты не можешь быть счастлив один: счастье есть дело двоих.
Как ни коротки слова «да» и «нет», все же они требуют самого серьезного размышления.
Кубок жизни был бы сладок до приторности, если бы не падало в него несколько горьких слез.
Лесть подобна оружию, нарисованному на картине: она доставляет приятность, а пользы от нее никакой.
Молчи или говори то, что лучше молчания.
Не делай ничего постыдного ни в присутствии других, ни втайне. Первым твоим законом должно быть уважение к себе самому.
Что бы о тебе ни думали, делай то, что ты считаешь справедливым. Будь одинаково равнодушным и к порицанию, и к похвале.
Не закрывай глаз, когда хочешь спать, не разобрав всех своих поступков за прошедший день.
Не считай себя великим человеком по величине твоей тени при заходящем солнце.
Никто не должен преступать меры ни в пище, ни в питье.
Одному только разуму, как мудрому попечителю, должно вверять всю свою жизнь.
Погрешности свои старайся не прикрывать словами, но врачевать обличениями.
Просыпаясь утром, спроси себя: «Что я должен сделать?» Вечером, прежде чем заснуть: «Что я сделал?»
Пьянство есть упражнение в безумстве.
Статую красит вид, а человека - его деяния.
Только неблагодарный человек способен в глаза хвалить, а за глаза злословить.
У друзей все общее, и дружба есть равенство.
У хвастунов, как и в позолоченном оружии: внутреннее не соответствует наружному.
Шутки, как и соль, должно употреблять с умеренностью.
Приложение 2. Принципы.
Воздерживайся от употребления в пищу бобов.
Не поднимай то, что упало.
Не прикасайся к белому петуху.
Не ломай хлеба.
Не шагай через перекладину.
Не размешивай огонь железом.
Не откусывай от целой булки.
Не ощипывай венок.
Не сиди на мерке в одну кварту.
Сердца не ешь.
Не ходи по большой дороге.
Не дозволяй ласточкам жить под крышей.
Вынимая горшок из огня, не оставляй следа его на золе, но помешай золу.
Не смотрись в зеркало около огня.
Когда встаешь с постели, сверни постельное белье и разгладь оставшиеся на нем следы твоего тела.
Разумные живые существа подразделяются на три вида: люди, боги и существа, подобные мне, то есть мудрецы
Душа бессмертна, она переселяется в другие виды животных, и все, что некогда произошло, через определенные периоды времени происходит снова, а нового нет абсолютно ничего, и все живые существа родственны друг другу.
Все вещи суть числа.
Приложение 3. Стихи последователей.
Прежде всего почитай бессмертных богов, соблюдая
Их старшинство согласно закону, и верным будь клятве,
Славных героев, подземных демонов чти по закону,
Мать и отца уважай, проявляй внимание к ближним,
С теми, кто доблестью всех превосходит, поддерживай дружбу.
Делать старайся полезное людям и следуй советам.
Не обижайся, сколь можешь, на друга за мелкий проступок,
Где, как известно, необходимость, там и возможность.
Все это так и запомни. И не предавайся обжорству.
Сон ограничь, научись обуздывать гнев и желанья.
Не совершай ни сам, ни с другими постыдных деяний.
Пусть,- что важнее всего,- твоим главным судьей станет совесть.
Быть всегда в словах и поступках стремись справедливым
И никогда старайся себя не вести безрассудно,
Но запомни, что неотвратима от смертных кончина.
И что богатство то прибывает, то убывает.
Смертным по воле богов могут выпасть на долю страданья -
Ропот смири на судьбу, каким бы ни был твой жребий,
И утешенье себе постарайся найти, если можешь.
Помни, что честные люди привержены меньше невзгодам.
Много люди слышат и добрых, и злых разговоров -
Веры слепой не питай, но не оставляй без вниманья,
Не раздражайся, узнав, что обман принимают за правду.
То же, что я говорю, всегда исполнить старайся:
Веры к тому не имей, чьи слова и дела ненадежны,
Сам же лишь то говори, что сочтешь из всего наилучшим.
Прежде, чем делать,- подумай, иначе получится глупо.
Бедные люди ведут себя порой неразумно,
Ты же делай лишь то, о чем сокрушаться не будешь.
Не занимайся тем делом, в котором ты не образован,
Но изучай то, что нужно, и жизнь твоя будет прекрасной.
Должно оставить беспечность, коль дело идет о здоровье.
Меру важно во всем соблюдать - в еде и в напитках
И упражненьях для тела, и мера есть то, что не в тягость.
Образ жизни старайся вести нероскошный и чистый.
Остерегайся деяний, которые вызовут зависть.
Не допускай непомерных расходов, как низкий душою,
Но и не слишком скупись. Основа всего - это мера.
Все дела сначала обдумай, чтоб не было худо.
В успокоительный сон не должно тебе погружаться,
Прежде чем снова не вспомнишь о каждом сегодняшнем деле:
В чем провинился? Что мог совершить? И чего не исполнил?
Перебери все в уме, начиная с начала и после.
Радуйся добрым делам и себя укоряй за дурные.
Так поступай и усвой, к чему ты должен стремиться,
Так ты найдешь пути достиженья божественных качеств.
Именем клятву даю открывшего нам четверицу,
Неиссякаемый жизни источник. Берись за работу,
Лишь помолившись богам о ее окончаньи. Помни,
Так мирозданья бессмертных и смертных устройство постигнешь,
Что в вещах преходяще и что в вещах неизменно,
Всюду познаешь, насколько возможно, единство природы,
Мысли пустые оставишь и скрытое прежде откроешь.
Станет понятно: несчастные люди приносят страданья
Сами себе, они слепы и глухи, хотя им доступен
Путь совершенства, и мало кто знает спасенье от бедствий.
Эта несчастная участь лишает смертных рассудка,
Злая судьба постоянно бросает их с места на место.
Скрытый раздор, этим людям присущий, сопутствуя бедам,
Губит их. Не вызывай его, но избегай, уклоняясь.
Зевс, о отец! Поистине ты уберег бы от бедствий,
Если б раскрыл у каждого высшей природы начало!
Ты же будь твердым: божественный род присутствует в смертных,
Им, возвещая, священная все открывает природа.
Если не чуждо это тебе, ты наказы исполнишь,
Душу свою исцелишь и от множества бедствий избавишь.
Явства, сказал я, оставьте, что я указал в очищеньях
И в избавленье души, ко всему подходи с размышленьем
И руководствуйся подлинным знаньем - лучшим возничим.
Если ты, тело покинув, в свободный эфир вознесешься,
Станешь нетленным и вечным и смерти не знающим богом.
1. Большая часть приписываемого П. – тривиальность или случайность, которая воспринимается, как глупость, потому что она не понята, а действительно интересная и оригинальная часть учения не понята и ее последующая роль в цивилизациях Земли не оценена.
2. Тривиальность – это так называемые «изречения», см. Приложение 1.
Они тривиальны, то есть легко обосновать как тривиальность любого из этих утверждений, так и его нетривиальность. Что и является главным признаком тривиальности.
3. Случайность – это так называемые «принципы», см. Приложение 2.
Их действительное назначение – ввести в жизнь людей постоянный внутренний контроль за своими действиями, то, о чем в одной далекой северной стране поет великий бард Виктор Цой: «следи за собой, будь осторожен». Именно такова значительная часть заповедей иудаизма, монотеистической веры, возникшей не так далеко от Эллады, но за две с половиной тысячи лет до меня. Эта вера через половину тысячелетия после меня породила другую монотеистическую веру – христианство.
4. Действительно интересная и оригинальная часть моего учения состоит из двух утверждений. Первое – что жизнью общества должны руководить образованные и высокоморальные люди и второе – что все в мире управляется числом.
5. Первое из этих утверждений было частично («образованные») через две с половиной тысячи после меня воспринято частью цивилизаций Земли – так называемыми «западными цивилизациями», которые справедливо считают себя наследниками культуры моей Эллады. Вопрос о том, почему через это время, почему частично и какой частью – важный вопрос философии истории, и это вопрос решен лишь частично.
6. Попытка моих учеников провести в жизнь этот тезис не встретила понимания моих современников, не были успешны такие попытки и позже, вплоть до двух последних веков.
7. Второе утверждение в разной форме было высказано великими учеными вашего времени – химиком Дмитрием Менделеевым в той же северной стране, но на век раньше и недавно отправившимся к богам великим физиком Максом Планком в другой, менее северной стране. Они оба сформулировали, что наука существует только там, где существуют измерения, то есть числа.
8. Путь эволюции всех наук – это путь к числу, и раньше всех на него вступила физика, и она уверенно идет по нему уже несколько веков. Два века назад на него вступила химия, полвека назад – биология, психология и социология, все со своими особенностями.
9. И посещая ваше время, я с восторгом наблюдаю, как земная наука все увереннее идет по предначертанному мною пути. Только жаль, что ваши политики следуют ему лишь частично, а в некоторых странах не следуют ему вообще. Наверное, такова воля богов, но и нам не возбраняется стремиться к лучшему.
Приложение 1. Изречения.
Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле.
Благоразумная супруга! Если желаешь, чтоб муж твой свободное время проводил подле тебя, то постарайся, чтоб он нигде больше не находил столько приятности, удовольствия, скромности и нежности.
Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитником до нетерпимости.
Во время гнева не должно ни говорить, ни действовать.
Делай великое, не обещая великого.
Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями.
Жизнь подобна театру: наилучшие места в ней часто занимают очень дурные люди.
Избери себе друга; ты не можешь быть счастлив один: счастье есть дело двоих.
Как ни коротки слова «да» и «нет», все же они требуют самого серьезного размышления.
Кубок жизни был бы сладок до приторности, если бы не падало в него несколько горьких слез.
Лесть подобна оружию, нарисованному на картине: она доставляет приятность, а пользы от нее никакой.
Молчи или говори то, что лучше молчания.
Не делай ничего постыдного ни в присутствии других, ни втайне. Первым твоим законом должно быть уважение к себе самому.
Что бы о тебе ни думали, делай то, что ты считаешь справедливым. Будь одинаково равнодушным и к порицанию, и к похвале.
Не закрывай глаз, когда хочешь спать, не разобрав всех своих поступков за прошедший день.
Не считай себя великим человеком по величине твоей тени при заходящем солнце.
Никто не должен преступать меры ни в пище, ни в питье.
Одному только разуму, как мудрому попечителю, должно вверять всю свою жизнь.
Погрешности свои старайся не прикрывать словами, но врачевать обличениями.
Просыпаясь утром, спроси себя: «Что я должен сделать?» Вечером, прежде чем заснуть: «Что я сделал?»
Пьянство есть упражнение в безумстве.
Статую красит вид, а человека - его деяния.
Только неблагодарный человек способен в глаза хвалить, а за глаза злословить.
У друзей все общее, и дружба есть равенство.
У хвастунов, как и в позолоченном оружии: внутреннее не соответствует наружному.
Шутки, как и соль, должно употреблять с умеренностью.
Приложение 2. Принципы.
Воздерживайся от употребления в пищу бобов.
Не поднимай то, что упало.
Не прикасайся к белому петуху.
Не ломай хлеба.
Не шагай через перекладину.
Не размешивай огонь железом.
Не откусывай от целой булки.
Не ощипывай венок.
Не сиди на мерке в одну кварту.
Сердца не ешь.
Не ходи по большой дороге.
Не дозволяй ласточкам жить под крышей.
Вынимая горшок из огня, не оставляй следа его на золе, но помешай золу.
Не смотрись в зеркало около огня.
Когда встаешь с постели, сверни постельное белье и разгладь оставшиеся на нем следы твоего тела.
Разумные живые существа подразделяются на три вида: люди, боги и существа, подобные мне, то есть мудрецы
Душа бессмертна, она переселяется в другие виды животных, и все, что некогда произошло, через определенные периоды времени происходит снова, а нового нет абсолютно ничего, и все живые существа родственны друг другу.
Все вещи суть числа.
Приложение 3. Стихи последователей.
Прежде всего почитай бессмертных богов, соблюдая
Их старшинство согласно закону, и верным будь клятве,
Славных героев, подземных демонов чти по закону,
Мать и отца уважай, проявляй внимание к ближним,
С теми, кто доблестью всех превосходит, поддерживай дружбу.
Делать старайся полезное людям и следуй советам.
Не обижайся, сколь можешь, на друга за мелкий проступок,
Где, как известно, необходимость, там и возможность.
Все это так и запомни. И не предавайся обжорству.
Сон ограничь, научись обуздывать гнев и желанья.
Не совершай ни сам, ни с другими постыдных деяний.
Пусть,- что важнее всего,- твоим главным судьей станет совесть.
Быть всегда в словах и поступках стремись справедливым
И никогда старайся себя не вести безрассудно,
Но запомни, что неотвратима от смертных кончина.
И что богатство то прибывает, то убывает.
Смертным по воле богов могут выпасть на долю страданья -
Ропот смири на судьбу, каким бы ни был твой жребий,
И утешенье себе постарайся найти, если можешь.
Помни, что честные люди привержены меньше невзгодам.
Много люди слышат и добрых, и злых разговоров -
Веры слепой не питай, но не оставляй без вниманья,
Не раздражайся, узнав, что обман принимают за правду.
То же, что я говорю, всегда исполнить старайся:
Веры к тому не имей, чьи слова и дела ненадежны,
Сам же лишь то говори, что сочтешь из всего наилучшим.
Прежде, чем делать,- подумай, иначе получится глупо.
Бедные люди ведут себя порой неразумно,
Ты же делай лишь то, о чем сокрушаться не будешь.
Не занимайся тем делом, в котором ты не образован,
Но изучай то, что нужно, и жизнь твоя будет прекрасной.
Должно оставить беспечность, коль дело идет о здоровье.
Меру важно во всем соблюдать - в еде и в напитках
И упражненьях для тела, и мера есть то, что не в тягость.
Образ жизни старайся вести нероскошный и чистый.
Остерегайся деяний, которые вызовут зависть.
Не допускай непомерных расходов, как низкий душою,
Но и не слишком скупись. Основа всего - это мера.
Все дела сначала обдумай, чтоб не было худо.
В успокоительный сон не должно тебе погружаться,
Прежде чем снова не вспомнишь о каждом сегодняшнем деле:
В чем провинился? Что мог совершить? И чего не исполнил?
Перебери все в уме, начиная с начала и после.
Радуйся добрым делам и себя укоряй за дурные.
Так поступай и усвой, к чему ты должен стремиться,
Так ты найдешь пути достиженья божественных качеств.
Именем клятву даю открывшего нам четверицу,
Неиссякаемый жизни источник. Берись за работу,
Лишь помолившись богам о ее окончаньи. Помни,
Так мирозданья бессмертных и смертных устройство постигнешь,
Что в вещах преходяще и что в вещах неизменно,
Всюду познаешь, насколько возможно, единство природы,
Мысли пустые оставишь и скрытое прежде откроешь.
Станет понятно: несчастные люди приносят страданья
Сами себе, они слепы и глухи, хотя им доступен
Путь совершенства, и мало кто знает спасенье от бедствий.
Эта несчастная участь лишает смертных рассудка,
Злая судьба постоянно бросает их с места на место.
Скрытый раздор, этим людям присущий, сопутствуя бедам,
Губит их. Не вызывай его, но избегай, уклоняясь.
Зевс, о отец! Поистине ты уберег бы от бедствий,
Если б раскрыл у каждого высшей природы начало!
Ты же будь твердым: божественный род присутствует в смертных,
Им, возвещая, священная все открывает природа.
Если не чуждо это тебе, ты наказы исполнишь,
Душу свою исцелишь и от множества бедствий избавишь.
Явства, сказал я, оставьте, что я указал в очищеньях
И в избавленье души, ко всему подходи с размышленьем
И руководствуйся подлинным знаньем - лучшим возничим.
Если ты, тело покинув, в свободный эфир вознесешься,
Станешь нетленным и вечным и смерти не знающим богом.